Нейропсихолог - это специалист, занимающийся диагностикой, развитием и коррекцией высших психических функций (внимание, память, восприятие, мышление и др.). Он нейропсихологическую диагностику, определяет проблемные зоны, требующие коррекции.
Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог?
Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.
Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.
Нейропсихолог — это клинических психолог, который может оценить следующие функции работы головного мозга: память, внимание, восприятие, мышление, речь. А также помочь им развиться лучше или восстановиться.
Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.
С какими заболеваниями обращаться к нейропсихологу:
• ЗПР, ЗРР, ЗПРР, ЗПМР (задержки развития психики, речи и моторных функций);
• Алалия, общее недоразвитие речи, слуховая агнозия;
• Аутизм, атипичный аутизм, расстройство аутистического спектра, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Каннера;
• Дислексия, дисграфия, дискалькулия, дизорфография (нарушения чтения, письма и счета, нарушения школьных навыков);
• СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
• Последствия перинатального и постнатального поражения центральной нервной системы;
• Последствия черепно-мозговых травм у детей и подростков.
При каких симптомах у ребенка стоит получить консультацию нейропсихолога:
• трудности в усвоении учебного материала, невнимательность, неусидчивость, быстрая утомляемость, плохая память;
• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально, не может описать картинку, скопировать рисунок;
• неловок, неуклюж, часто спотыкается, проблемы с координацией движений.
• повышенная отвлекаемость, не слышит обращенную речь, неуправляем.
С какими проблемами нужно обратиться к нейропсихологу?
Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм). Сейчас нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка более пластичен — если есть трудности, их можно быстро преодолеть, мозг быстро адаптируется.
Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:
• «не слышит» взрослых;
• не может себя контролировать, импульсивен;
• гиперактивен или излишне медлителен;
• путает правую и левую руки (в 6 лет и старше);
• пишет «зеркально» (путает в какую сторону буквы «б» — «д», «з» — «е»);
• больше года занимается у логопеда, а результат минимальный;
• не выделяет существенные признаки предмета (цвет, форма, величина, назначение);
• испытывает трудности в обучении;
• слабая память;
• невнимательность, легкая отвлекаемость и невозможность сосредоточиться;
• трудности в овладении письмом, чтением, счетом;
• быстрая утомляемость;
• отставание в развитии;
• трудности в самостоятельном выполнении учебных и домашних заданий.
В чем заключается лечение в нейропсихологии?
Лечение в нейропсихологии называют нейрокоррекцией. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.
Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание.
Наши специалисты индивидуально разрабатывают программу занятий, так как курс идет от простых упражнений к сложным, а «простые» и «сложные» упражнения у каждого ребенка свои, в зависимости от его слабых и сильных сторон.
В среднем, чтобы «запустить» процессы в мозге в нужном направлении, нужно заниматься не меньше полугода 2 раза в неделю и с регулярными домашними тренировками.
Во время нейрокоррекции родители должны быть готовым к тому, что развитие не всегда происходит только в сторону прогресса, могут наблюдаться и временные ухудшения. Это нормально, мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное — не бросать занятия в этот кризисный этап, набраться терпения и настроиться на результат.
В каком возрасте лучше приводить ребенка к нейропсихологу?
Наиболее продуктивны нейропсихологические занятия для детей от 5 до 12 лет. В этом возрасте мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, но в то же время еще пластичен, чтобы легко перестроиться.
Не пропустите момент, когда Вы увидели, почувствовали и поняли, что Вашему ребенку нужна помощь. От этого зависит его благополучие и здоровье.
Приём ведёт врач нейропсихолог Кирильченко Анастасия Андреевна
Запись по телефону: 8(977) 348-40-40