Это основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке до речевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.
Диагностика детей крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).
Диагностика помогает установить уровень развития речи ребенка, соответствие ее возрастным нормам и способствовать дальнейшему совершенствованию речи малыша.
При проведении диагностики учитывается, что ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная (для ребенка основной интерес представляют игрушки или предметы), а в дошкольном – игровая (диагностика проводится в форме игры).В связи с этим, используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
Данную диагностику можно проводить начиная с полутора лет. Также рекомендуется пройти диагностику перед поступлением ребенка в школу.
Логопед проводит обследование состояния речи каждого ребенка по следующим разделам:
→ произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух),
→ фонематические процессы,
→ словарный запас,
→ грамматический строй речи,
→ связная речь,
→ артикуляционная моторика,
→ мелкая моторика рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.
Перед проведением диагностики логопед предложит родителям заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.